Общие положения

704
3

Бережливое производство – это концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь.

Под ценностью (value) понимается полезность, присущая продукции с точки зрения потребителя и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе.

Действие, формирующее потребительские свойства продукции относится к действию, создающему ценность (valuecreatingдля потребителя.

Рассмотрим типовой жизненный цикл продукции (ЖЦП). Начало ЖЦП традиционно относится к мероприятиям по анализу рынка и продвижению продукции. Этот этап, несомненно, важен для организации, но для потребителя он не представляет ценности. Обозначим на схеме этапы, не добавляющие ценности потребителю, красным цветом. Следующий этап ЖЦП – закупка сырья и материалов. Далее следует этап производства заготовок, из которых будет произведена готовая продукция (или промпродуктов). Этот этап, с точки зрения потребителя является полезным, обозначим его на схеме зеленым цветом. Рассуждая подобным образом, сформируем цепочку создания ценности продукции.

Итак, под потоком создания ценности (valuestream) в бережливом производстве понимаются все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все этапы жизненного цикла – от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до поставки потребителю.

Все действия, реализуемые в ходе производства продукции (оказания услуг), в любом процессе можно могут быть отнесены к действиям, добавляющим ценность, и потерям (японцы называют их «муда»). В бережливом производстве выделяют потери 1-го рода и потери 2-го рода.

Действия, добавляющие ценность – это действия, в результате которых осуществляется преобразование исходных материалов и/или информации в конечный продукт, представляющий ценность для заказчика (клиента, покупателя). Это операции, которые можно улучшить в ходе картирования потока создания ценности.

К потерям 1-го рода (муда 1-го рода) относят действия, потребляющие ресурсы, но не добавляющие ценности для заказчика (клиента, покупателя), но необходимые для того, чтобы стало возможным выполнение работ, добавляющих ценность (например, маркетинг, реклама, закупки, оформление документов, проверки, контроль качества, бухгалтерский учёт и пр.).

Потери 2-го рода (муда 2-го рода) – это любые действия, которые потребляют ресурсы и не добавляют ценности для заказчика (клиента, покупателя), но которые можно исключить из процесса. Например, излишняя обработка (формирование функций продукции, которые не будут востребованы потребителем, лишние действия в процессе производства и пр.), запасы, ненужные перемещения и пр.

В целях определения путей повышения эффективности потока создания ценности, проводится структурированный анализ потока создания ценности, в ходе которого осуществляется определение потерь и разработка мероприятий по их сокращению. Метод носит название картирование потока создания ценности (Value Stream Mapping (VSM)).

В ходе реализации метода разрабатывается карта потока создания ценности (КПСЦ).

КПСЦ – это отображенные в хронологическом порядке материальные и информационные потоки в ходе создания ценности, позволяющие проследить цепочку создания продукта (оказания услуги) от поставщика до потребителя.

Карта потока создания ценности помогает увидеть весь поток, а не какой-то ограниченный его участок по созданию ценности. Дело в том, что потери, к которым относятся излишние запасы, перемещения и пр., как правило, выявляются на границах процесса.

Кроме того, карта потока создания ценности позволяет выявить потери и источники их возникновения. Это объясняется тем, что потери и их источники находятся не в месте их возникновения, а, например, по потоку в операциях смежных подразделений или в административных процессах.

Также карта потока создания ценности визуально отображает взаимосвязь между информационным и материальным потоками, что очень важно, поскольку управление материальным и информационным потоками взаимосвязано. Любой этап обработки начинается после информационного сигнала, когда производить, сколько производить и тогда останавливаться. В свою очередь, информация от потребителя, касающаяся результатов этапа работы поставщика, может быть использована для корректировки его работы. Следовательно, эффективность материального потока зависит от информационного потока. Поэтому очень важно информационный поток рассматривать при анализе материального потока.

При построении карты потока создания ценности используются специальные символы (язык), которые обеспечивают понимание визуализируемых на КПСЦ процессов. Картирование – это инструмент командной работы, поэтому при обсуждении проблем потока и выработке решений, команде необходимо «говорить» на одном языке.

Карта помогает создать основу плана внедрения мероприятий по улучшению, ведь именно этот план и является целью картирования – инструмента диагностики и анализа процессов, которые помогают определить пути повышения его эффективности.

Для построения карты потока создания ценности используются условные обозначения, пример которых приведен на рисунке.


Рисунок 2 – Пример условных обозначений, используемых при построении КПСЦ

Построение КПСЦ осуществляется следующим образом.

  1. Перед началом работы необходимо выбрать продукт /семейство продуктов, производство которого/которых будет описано и изучено с помощью данного инструмента. Под семейством продуктов понимают группу изделий/продуктов, для производства которых используются одни и те же операции.

  2. Определить границы рассматриваемого процесса. Выбор границ сводится к выбору процесса, который будет описан и улучшен с использованием КПСЦ.
    На этом этапе в более выгодной ситуации будет находиться организация, уже определившая и описавшая процессы, например, при разработке системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015.

  3. Собрать команду проекта и сформулировать цель мероприятия. 
    В команду необходимо включить представителя процесса – поставщика изучаемого процесса и его потребителя, непосредственных участников процесса, а также людей, не связанных с процессом. Команда обязательно должна пройти обучение. Обучение может проходить как вне предприятия, так и на предприятии. Весь задействованный персонал должен понимать поставленные цели и задачи, основные положения КПСЦ, используемую терминологию и условные обозначения.

  4. Организовать «выход в производство» (или, как говорят японцы, «на Гембу»), чтобы собственными глазами увидеть процесс создания ценности и возможных потерь в процессе.
    Гемба – это любое место, где непосредственно создаётся ценность для потребителя.

  5. Картирование процесса «как есть». Картирование потока создания ценности – это описание процесса с использованием системы стандартных обозначений КПСЦ (VSM).
    Картирование потока создания ценности включает в себя два этапа:
    - первый – графическое отображение каждого элемента процесса в материальных и информационных потоках от начала процесса до его окончания («как есть»);
    - второй – графическое отображение каждого элемента процесса в материальных и информационных потоках от начала процесса до его окончания («как должно быть») – идеальное состояние.

  6. Собрать всю необходимую информацию по процессу (производительность, простои, качество, …) и нанести на карту.
    На данном этапе целесообразно использовать инструменты сбора данных для фиксации параметров процесса.

  7. Провести анализ потерь, определить узкое место процесса, предложить мероприятия по улучшению.

  8. Картирование процесса «как должно быть».
    Это графическое представление идеального состояния процесса в будущем («как должно быть»).

Но так как идеального состояния процесса, как правило, достичь не удается из-за ряда ограничений, то необходимо разработать карты целевого состояния и план его достижения.

Алексей Возненко
Алексей Возненко Автор публикации